Хроники школьного психолога Техника "Качества учащегося"

От автора: Подростковый возраст таит в себе как преимущества, так и трудности, с которыми ребенку приходится сталкиваться ежедневно. Как научиться строить отношения, взаимодействовать, используя имеющиеся в собственном активе способности и ресурсы? Мы, родители и специалисты, обязаны помочь ему в этот трудный период взросления.

 

Задание: Расположите карточки по степени важности сверху вниз.

 
                              Разрежьте  слова  на  полоски

 - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - -  --  - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - --

Уравновешенный

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - --

Любопытный

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - --

Эрудированный

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - - 

Целеустремленный

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - --

 Коммуникабельный

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - --

Хорошо воспитанный

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - --

Активный  ученик

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - - 

Экстраверт

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - - 

Организованный

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - - 

Упорный

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - - 

Работоспособный ученик

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - - 

Самодостаточный

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - - 

Сосредоточенный

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - - 

Сотрудничающий

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - - 

Личность, придерживающаяся ценностей

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - - 

Самостоятельный

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - - 

Оживленный

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - - 

Рискующий

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - - 

Размышляющий

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - - 

Творческий

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - - 

Внимательный

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - - 

Счастливый

- - - - - -- - - -- - - - -- - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - -- - - - --  - - - - - - - - - - - - - - - 

Спокойный

Распределив карточки по мере значимости, составленной ребенком, можно проводить работу по коррекции, развитию тех или иных качеств характера, модифицируя и видоизменяя различные задания для обучаемого.

Необходимо составить и иметь перечень вопросов для обратной связи, с учетом способностей, возможностей, желания и готовности ребенка/подростка к диалогу и сотрудничеству.

Для самооценки индивидуальных навыков в общении и коммуникациях различного уровня можно использовать вопросы высокого порядка.

Вот некоторые из них:

· Что тебе понравилось (не понравилось) в данной работе?

· На что ты обратил внимание, что было главным/второстепенным для тебя?

· Что ты уже знал? Узнал нового? Что осталось нераскрытым?

· Какими качествами характера ты лично обладаешь?

· Что тебе необходимо предпринять, чтобы добиться большего?

· С какими трудностями ты сталкиваешься в повседневном общении с одноклассниками, сверстниками и каким образом предполагаешь с ними справляться?

· Какими возможностями ты обладаешь и как можешь использовать их в своей повседневной жизни?

· Какие недостатки/преимущества видят в тебе окружающие?

· Какие возможности и личные достижения ты можешь использовать, чтобы быть вовлеченным  в школьную/повседневную деятельность?

· Можешь ли ты эффективно и рационально использовать свое время и ресурсы?

· Удается ли тебе справляться с трудностями в том случае, когда ситуация меняется или выходит из под контроля?

· Сможешь ли ты обратиться за помощью к своим друзьям (сверстникам, взрослым), когда будешь в этом нуждаться?

· Умеешь ли ты ставить перед собой цели и планомерно следовать к их реализации?

· Можешь ли определить способы совершенствования себя как личности (индивидуальности, индивида, ученика)?

· Насколько у тебя получается управлять собственными мыслями, эмоциями, впечатлениями, с целью адаптации к новым условиям и обстоятельствам?

 

В. Косинцев, школьный психолог