Дети - это наше БУДУЩЕЕ

Канаева Щащия Захаровна – директор Частной Школы «Сенiм», отличник образования РК. Автор работ в сборнике «Казахстан на рубеже III тысячелетия», участник конференции «Женщины Европы и Азии» (1993). В 1990 г. баллотировалась в Мажилис Парламента РК. Награждена «Почетной грамотой» Министерства образования РК, знаком «Отличник образования РК», медалью Ы. Алтынсарина. Президент ассоциации частных организации образования г. Алматы. За заслуги в государственной и общественной деятельности, значительный вклад в образование и культурное развитие страны, укрепление дружбы и сотрудничества между народами была награждена медалью «Ерен еңбегі үшін».

Сейчас радует то, что родители хотят дать своим детям качественное образование. Чтобы обучать ребенка в хорошей частной школе, где можно получить глубокие знания по основам наук, родители-папы много работают. По этой причине чаще всего образованием ребенка занимаются мамы. До первой половины ХХ в., заботу о развитии детей брали на себя отцы, а мамы только помогали им в этом. Ответственность отца перед семьей была очень высока. К сожалению, сейчас увеличилось число неполных семей. По сравнению с советским временем, их стало больше в 2-3 раза. Я сужу по детям как своей школы, так и других. Если отец не живет со своей семьей, его сын не получает мужского воспитания, и ему нечего будет передать своим детям. Эстафета поколений по мужскому воспитанию теряет постепенно свое высокое назначение – воспитывать мужчину, отца, сына. На каждом этапе человек должен соответствовать своей роли. К великому сожалению, многие семьи имеют только биологических отцов, а мамы, воспитывая одного, двоих, троих детей, вынуждены быть им и матерью, и отцом. Это не позволяет им в полной мере выполнять назначение настоящей мамы. Поведение мальчиков, растущих без отцов, не соответствует нормам. Да и девочки не чувствуют себя защищенными. Чаще всего такие девочки, повзрослев, создают свою семью по модели своей матери, то есть взваливают все бремя на себя. Так вырождается институт семьи в нашей стране.

Нужно отметит, что сейчас хороших учителей не хватает. Технических средств для обучения детей достаточно, не хватает именно человеческого фактора. Распределение после окончания вуза в советское время играло хорошую роль. Выпускник должен был отработать на месте, куда его отправили, три года. В свое время я приехала работать на три года в Казахстан и осталась здесь на всю жизнь.

За рубежом учителя имеют широкий профиль, у нас же – узкую специализацию, и при этом 50 % учителей не владеют в нужной степени своим предметом, к своей профессии относятся как к бремени. Вообще – работа учителя – великая миссия, он занимается формированием нации, государства, наконец, всего человечества. И эта работа должна достойно оплачиваться. Она должна быть желаемой. Учителя должны отбираться по строгому конкурсу и дорожить этой работой не только из-за любви к ней, но и боясь потерять хорошую зарплату. На Западе учителя получают много, во многих странах востока – совсем мало. Зарплата хорошего учителя должна составлять не менее тысячи долларов. И это нормально.

Самое ценное качество учителя – это его профессионализм, толерантность, культура учителя, мастерство преподнесения материала, общение с детьми, отзывчивость. Необходимое качество – это любовь к детям. Это чувство видно каждому ребенку, он чувствует. Немаловажно, когда учитель требует от ученика выполнение тех или иных правил, ему самому нужно быть дисциплинированным, потому что своим личным качеством от воспитывает отношение к труду. Отношение к учебе не заканчивается в школе – это будущая жизнь ребенка, она формируется именно в этом возрасте. Поэтому очень важно учителю помнить: я работаю на будущее этого ребенка. А раз мы работаем на будущее этого ребенка, мы формируем будущее общество из этих детей. И всегда надо помнить, что каждый ребенок по своему уникален, надо только найти эту уникальность. Учитель должен быть своего рода соискателем, психологом. В каждом ребенке есть стороны, которые раскрыты, важно только увидеть. «Тонкий» учитель – он увидит, не найдет не одно качество. Учитель, работающий только в рамках своего предмета – это не учитель, это урокодатель. А учитель – это человек. Иначе мы могли бы детей обучать только при помощи компьютера. А посему мы прибегаем к человеческому фактору? Потому что человек воспитывает себе подобного. Чувственная сфера играет важную роль и воспитание идет впереди образования.

Многие мне задают вопрос – когда нужно начинать обучение. Я сторонница раннего обучения. Оно должно начаться в семье, как только ребенок начал ходить, говорить. Что ребенок может освоить в первую очередь? Самое главное он должен научиться самообслуживанию. Как только он начал ходить, говорить, то есть в 1,5 – 2 года, его нужно научить прибирать свои игрушки, класть вещи на свои места. Постепенно такая черта требовательности к себе перейдет на умственную деятельность. Тогда и тетрадки будут в порядке. Что бы ребенок не делал, он должен делать это аккуратно. Тогда порядок будет и в семье, и в стране. И еще важный момент – взрослые могут требовать чего-то от детей, только если сами соблюдают эти же нормы. К трем с половиной годам у ребенка уже должны сформироваться хорошие навыки работы с пластилином, природными материалами, конструктором, красками, цветными карандашами, буквами, он должен складывать их в слоги, писать печатными буквами, знать и уметь моделировать простые геометрические фигуры.

Ребенку, который рано научился читать, легче будет учиться в школе. Это вывод, сделанный на моем опыте учителя и родителя. Мой ребенок в 4 года читал заголовки в газетах. Он может не знать смысла многих слов, но прочитать их может. Если же обучение ребенка начинать в 7 лет, ему будет очень сложно набирать темп. Образно можно сравнить это с автомобилем. Не разогретому автомобилю еще нужно время, а разогретый уже набирает скорость. Для неподготовленного ребенка обучение в школе будет стрессом, а если у ребенка было время обучаться постепенно – удовольствием. От чувства своей победы он получает радость.

Философия развития человека такова, что он активно меняется до 21 года, до 28 лет взрослеет. В дальнейшем он продолжает накапливать опыт, пополняет знания всю жизнь, но уже не так интенсивна. Мозг ребенка впитывает как губка, и нужно работать над динамикой его развития. Особенно важно обратить на это внимание до 7 лет. Все, что заложено в этом возрасте, получает продолжение на следующих этапах. Это фун6дамент. Некоторые родители отдают детей в школу в 7 лет, а до этого занимались с ними плохо, игры не были развивающими. Такой ребенок будто запрыгивает в последний вагон.

Следующий этап – 7-14 лет. В этом возрасте происходит активное обучение по всем направлениям. Но если и в это время отнестись несерьезно к развитию ребенка, то позже будет уже невозможно восполнить упущенное. До 14 лет – самое дорогое время для развитие человека.

Что касается иностранных языков. Ребенок должен основную массу информации получать на одном языке, развиваться на нем. Неважно, какой это язык, ребенок одинаково воспринимает любой. Параллельно, если делать это правильно, можно давать ему и другие языки. Главное – не должно быть непонятных слов, потому что это создаст проблемы в развитии. Можно давать и английский, и французский, и арабский. Обязательно обучение должно быть наглядным: показывая на хлеб, на солнце, на любой другой предмет, можно произносить это слово на нескольких языках. Наглядной должна быть и артикуляция. 70 % информации идет через зрение. Ребенок должен видеть, как произносятся специфические звуки, произношение нужно ставить сразу. Можно петь гласные звуки – музыка раскрывает тонкие сферы мозга, которые не может развить немая картинка.

Нельзя в раннем детстве загромождать мозг, нужно понимать – дети разные, некоторые полиглоты, другим достаточно одного-трех языков. Но на двух он должен говорить обязательно. Дети, которые уже говорят на нескольких языках, легче изучают следующие, так как у них появился опыт восприятия нового языка.

По обмену опытом я была в России, Финляндии, Турции, Египте. Хочу сказать, что наше образование не стоит на месте, оно развивается динамично. Радует, что по сравнению с некоторыми странами, такими, например, как страны Востока и Средней Азии, наш уровень образования на пару планок выше. У нас есть всеобщее среднее образование, на уровне главы государства образование признано одним из главных направлений, в нем видят будущее страны. Наша система образования развивается, и мы в силах сами подготовить высококвалифицированных специалистов.

Переход на 12-летнее обучение, которое сейчас осуществляется в Казахстане – это переход на мировой стандарт. Живя в глобальном образовательном пространстве, нельзя его не принять. Наши выпускники должны иметь возможность поступать в ВУЗы не только Казахстана, но и других стран, иметь после окончания школы такой же уровень, как выпускники европейских школ.

Уверена, что через 10-15 лет войдем в десятку лучших стран мира по уровню образования и технологиям. Если у нас будет умное общество, толерантные граждане, полные семьи, счастливые, окруженные любовью дети, тогда мы будем впереди планеты всей.

Я всегда желаю учителям относится к работе с любовью, чтобы она приносила вдохновение, общаться с учащимися и их родителями, получать достойную зарплату, чтобы экономические тяготы не отвлекали от профессиональной деятельности. Иметь возможность любить и своих собственных детей, уделять им внимание. Учитель должен постоянно изучать то новое, что проявляется в мире, перед ним должны быть открыты широкие горизонты, только так он может по-настоящему учить. Нужны не только книжные знания, хотя они и являются основой, нужно открывать детям мир и через личный опыт знакомства с этим миром.

Ученикам желаю иметь рядом любящих и любимых родителей, видеть в них добрых друзей. Детство – пора, которая уходит быстро, а в памяти остается навсегда. И все, что ребенок получит в детстве, он передаст своим детям. Желаю нашим ученикам, чтобы они испытывали удовольствие от обучения, чтобы не хотелось быстрее уйти домой. Хочу, чтобы у детей, имеющих живых родителей, не было статуса сироты. Школе будет легче учить таких детей. Хочу, чтобы сирот брали казахстанские семьи и обогревали своим теплом. Чтобы наши дети получали максимум тепла и ласки, добра, мудрых советов, видели бережные взаимоотношения родителей, чтобы ребенок мог гордиться своими родителями, мог сказать – тем, что я достиг, я обязан родителям. Чтобы через прекрасную модель своей семьи он смотрел и на свой народ как на большую семью. Чтобы дети гордились тем, что они дети Казахстана.